
t.me/opencityfest В Москве завершился фестиваль архитектурного образования и карьеры «Открытый город». Фестиваль проводится по инициативе главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова. В этом году темой фестиваля стала «Архитектура мобильности»: участники исследовали динамику города как основу развития современного мегаполиса, где главная ценность — уже не просто скорость перемещения, а высокое качество коммуникаций, комфорт и безопасность всей транспортной среды.
«Необходимо помнить, что архитектор, проектируя тот или иной объект, выступает в роли медиатора между обществом, технологиями и средой. «Открытый город» дает возможность переосмыслить значимость этой профессии как социальной, инженерной, гуманитарной одновременно. Это фестиваль про ответственность, про мышление в категориях целостного города, а не отдельных объектов», – сказал главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов.
Под кураторством руководителя архитектурного бюро «АБТБ» Тимура Башкаева, историка, исследователя архитектуры Александра Змеула и ведущих архбюро России молодые архитекторы искали ответы на ключевые вызовы — от решений в масштабе агломерации и транспортных узлов до гармонизации среды и интеграции новых видов транспорта. Финальным аккордом стала выставка «Архитектура мобильности» в Музее архитектуры имени А. В. Щусева, во флигеле «Руина», где были представлены результаты коллективной работы 15 проектных команд.
«Мобильность и скорость коммуникации — это не просто комфорт, а необходимый залог развития города и прогресса цивилизации в целом, — отметил куратор фестиваля Тимур Башкаев. — Еще больше мне нравится то, что эта тема решена не с инженерной точки зрения, а с архитектурной. Все вопросы взаимодействия стран, ощущения, замена настроений решены через человека, образы, форму, через наши языки». «Мы очень хотели сделать композицию, состоящую из проектов разного масштаба, направлений, видов транспорта. В какой-то момент казалось, что, может быть, не получится. Но все сложилось, и многообразие решений и идей нас приятно удивило», — добавил Александр Змеул.
Особенностью фестиваля стало партнерство с Музеем транспорта Москвы. Заместитель директора по науке Музея транспорта Иван Дементьев отметил: «Сохранять наследие — не очень сложная задача, но вот сохранять мысль, ее полет, фантазию действительно тяжело. И мы рады, что в этом году смогли сокурировать один из воркшопов». Он также сообщил, что некоторые работы этого года пополнят фонды музея, сохранив творческую мысль молодых архитекторов для будущих поколений.

Фестиваль «Открытый город» уже десять лет объединяет молодых специалистов и признанных профессионалов, создавая площадку для диалога и генерации смелых идей по развитию городской среды. Выставка «Архитектура мобильности» стала достойным финалом юбилейного сезона, наглядно показав, как молодые визионеры видят транспорт будущего — не просто как инженерную систему, а как пространство для жизни, эмоций и коммуникации. «Строительная газета» поговорила с некоторыми участниками, попросив их поделиться впечатлениями от фестиваля.
Иван ДЕМЕНТЬЕВ, заместитель директора по научно-исследовательской деятельности Музея транспорта Москвы:

«Наш воркшоп «Три вокзала» прошел очень динамично и завершился блестящим результатом. Участники, дошедшие до финала, — большие молодцы. Нас как кураторов особенно порадовало, что ребятам удалось удержать тонкую грань: их проекты остались концептуально яркими, но при этом практичными и реализуемыми, без скатывания в сухие технические решения. Они предложили свежий взгляд на территорию вокруг Комсомольской площади, тонко выявили ключевые проблемы, почувствовали уникальную атмосферу места, убрали лишнее, добавили необходимое и смогли связать разрозненную городскую ткань в одно целое.
Для Музея транспорта участие в фестивале в роли стратегического партнера было принципиально важным. Мы не только сохраняем наследие, но и активно работаем с современностью и тканью будущего. Подобные «бумажные» проекты, творческий полет мысли — бесценный материал для музея. В будущем они помогут понять, почему те или иные градостроительные развилки были пройдены определенным образом. В отличие от работы с «затвердевшей» историей здесь автор и его замысел находятся перед нами, что дает уникальную возможность сохранить саму мысль, а не только ее результат».
Егор БЕЛАШ, ведущий архитектор бюро Continuum:

«Основная идея нашего совместного с компанией InnovaTransport воркшопа «Город как единая сеть» заключалась в решении проблемы «пространств отчуждения» — некомфортных зон, порожденных транспортной инфраструктурой. Мы предложили вернуть эти территории городу, преобразовав их в общественные и рекреационные пространства. Для этого недостаточно традиционных методов — требуются новые технологии и изменение норм.
Нашим ответом стала архитектурная структура над железнодорожными путями, основанная на отмене красных линий и использовании ИИ для анализа потоков. Мобильные ячейки на рельсах создают гибкую систему, которая не только связывает urban-ткань, но и сама становится новой точкой притяжения. Студенты активно участвовали в генерации идей — от рациональных до фантастических. Финальная концепция стала синтезом их предложений. Интересно, что проект получил серьезный отклик от специалистов ЦОДД, отметивших его перспективность и давших ценные рекомендации — например, добавить парковые функции и усилить транзит в часы пик».
Екатерина КОЛЯДА, руководитель департамента архитектурных, градостроительных и ландшафтных концепций BLANK:

«В рамках воркшопа «ТПУ как городской оазис» мы предложили студентам переосмыслить транспортно-пересадочные узлы, увидев в них не просто точки пересадки, а полноценные элементы городской экосистемы. Наша цель — показать, что ТПУ может стать пространством заботы о человеке, где отдых становится такой же важной целью, как и сама пересадка.
Концепция «оазисного ТПУ» была построена вокруг метафоры дерева. Его «корни» — это подземные уровни и входы, «ствол» — центральный атриум, связывающий потоки, «ветви» — ярусы сервисов, а «крона» — зеленые общественные пространства для отдыха».
Илья МОЧАЛОВ, руководитель архитектурно-ландшафтной компании «Илья Мочалов и Партнеры»:

«Наш воркшоп «Звуковой ландшафт города» стал первым опытом участия в фестивале. Мы сосредоточились на Садовом кольце как главной шумной магистрали центра Москвы.
Кульминация работы — интерактивная звуковая инсталляция в Музее архитектуры. Посетители могли нажимать кнопки на планшете, чтобы услышать отдельные звуки магистрали или сложить их в многослойную композицию. Это позволило буквально «услышать» город и осознать ценность тишины как новой роскоши.
По итогам воркшопа мы подготовили манифест, где диагностировали «шумовую болезнь» города и предложили принципы звуковой реконструкции. Мы доказали, что острова тишины, будь то карманные парки или крупные зеленые территории, необходимы городу.
Изначально записалось более 30 студентов, до финиша дошли семь самых увлеченных. Это подтверждает: важно концентрироваться на одной теме, не распыляться. Для меня же как куратора это было ценным погружением в городскую среду с неожиданного ракурса. Совместный мозговой штурм со студентами породил нетривиальные идеи, включая концепцию финальной инсталляции».
Ленария ХАСИЯТУЛЛИНА коммерческий директор Capital Alliance:

«Главная цель проекта «Открытый город» — дать студентам, будущим специалистам возможность поработать с реальным проектом и максимально погрузиться в рабочие процессы в составе команды профессионалов Capital Alliance и бюро SPACE. Тема нашего воркшопа — «БЦ как новая идентичность транспортного узла. Городские мозаики» — не задавала искусственных границ для творчества, и участники прекрасно справились. Они удивили нас, с одной стороны, умением прочувствовать, сложность и масштаб задачи, а с другой, легкостью и буквально «прозрачностью» подачи.
Наш воркшоп исследовал, как бизнес-центр может быть новой идентичностью транспортного узла, превратившись из просто места работы в полноценную точку притяжения. Междисциплинарный подход с участием социологов позволил предложить устойчивые решения для локации МЦК «Зорге». Ключевой идеей стала «гуманизация мобильности» — создание живой экосистемы, где транспортная инфраструктура и общественные пространства объединяются вокруг человека. Яркий пример — многофункциональный бульвар с зонами для работы, отдыха и спорта, интегрированный в территорию БЦ».