Буднично и без ажиотажа: Литва открыла два ПП на границе с Беларусью

Буднично и без ажиотажа: Литва открыла два ПП на границе с Беларусью

Буднично и без ажиотажа: Литва открыла два ПП на границе с Беларусью

Замысел Вильнюса по «блокаде» белорусов не удался: возобновить работу пунктов пропуска пришлось раньше задуманного срока.

Корреспондент Sputnik Василий Малашенков побывал на границе с Литвой, посмотрел, как все прошло. А заодно попытался проанализировать, зачем литовские власти закрывали пункты пропуска на границе с Беларусью.

Имидж ничто?

Литва начала портить свой транзитный потенциал еще несколько лет назад, когда фактически добровольно закрыла путь многим белорусским грузам в порт Клайпеды.

Затем, в августе 2023-го были закрыты автомобильные пункты пропуска «Шумскас» (со стороны Беларуси – «Лоша») и «Твярячюс» («Видзы»). В марте 2024-го по инициативе Вильнюса перестали работать «Лаворишкес» («Котловка») и «Райгардас» (‘Привалка»).

Во всем виноваты шарики

В конце октября этого года литовские власти решили пойти на радикальные меры. До полуночи 30 ноября, то есть фактически до 1 декабря, они закрыли два оставшихся пункта – «Шальчининкай» («Бенякони») и «Мядининкай» («Каменный Лог»). Хотя во втором какое-то движение все же сохранялось.

Белорусско-литовская граница

Белорусско-литовская граница

Въехать в Литву разрешили отдельным категориям: например, дипломатам, литовским гражданам и некоторым другим. Интересным было обоснование этого решения. Вильнюс зафиксировал факты нарушения воздушного пространства. В небе были замечены метеозонды с контрабандными сигаретами, а значит надо закрыть сухопутную границу. Такова была логика литовской стороны. Она ждала извинений за «воздушные шарики».

Пример Польши

Возможно, у правительства Литвы был свой хитрый план, но в итоге на границе с белорусской стороны скопилось более тысячи фур с литовскими госномерами. Перевозчики начали нести убытки: каждый день ожидания стоил денег. Плюс к этому снова пострадал имидж прибалтийской республики как транзитной страны.

И вдруг на этом фоне Польша возобновила работу двух пунктов: «Кузницы Белостоцкой» и «Бобровников» (с белорусской стороны это «Брузги» и «Берестовица»). Раньше соседи Беларуси, которые входят в ЕС, соревновались в том, кто больше пунктов закроет, а теперь тренд поменялся коренным образом.

Литовские власти решили пойти на попятную. Под вечер 19 ноября они официально уведомили белорусскую сторону, что откроют границу в 01:00 20 ноября по белорусскому времени.

Ажиотажа не было

Граница была закрыта 23 дня, и многим с обеих сторон уже давно хотелось ее пересечь по разным причинам (бизнес, поездка к родным, другие причины).

И все-таки поздно вечером 19 ноября никакого ажиотажа у пункта пропуска «Бенякони», то есть со стороны Беларуси, не наблюдалось. За час до открытия границы в электронной очереди было лишь несколько легковушек и с десяток фур.

Ажиотажа на границе нет

Ажиотажа на границе не было

Да, на специальной стоянке у «Беняконей» скопилось огромное количество фур, но литовские власти объявили о своем решении так стремительно, что многие водители просто не успели приехать к своим большегрузам.

Видимо, эта транспортная опухоль будет рассасываться еще не один день.

Одни убытки

Прибывающая сторона объявляет: «Мы прибыли!».

Принимающая горестно констатирует: «Какие прибыли? Одни убытки!».

Первые водители проходят погранконтроль на белорусско-литовской границе

Первые водители проходят погранконтроль на белорусско-литовской границе

Только так сейчас можно описать логистику на литовском направлении. Скорее всего, поэтому и не было ажиотажа из-за открытия границы. А вдруг завтра закроют или придумают какие-нибудь ограничения? Эта мысль преследует теперь всех, кто пересекает границу с ЕС.

Юмор и гостеприимство

В такой ситуации может выручить только юмор. Поэтому Юрий, водитель первой фуры, ехавшей в Литву, встретил толпу журналистов репликой «А где каравай?». Когда его спросили, долго ли пришлось ждать, он снова пошутил, но в то же время сказал правду. «Да ерунда. 47 дней. Мелочь», – сказал он.

Юрий везет удобрения из Узбекистана в Литву на фуре с узбекскими номерами. Его компания понесла убытки. Через Польшу он ехать не мог из-за узбекских номеров. На Латвию дорога тоже была закрыта, так как нет «дазвола», то есть разрешения на грузоперевозки в этом направлении.

Зато Юрий смог сполна оценить белорусское гостеприимство. «Тут люди нормально принимают все. В любой дом постучался, и там принимают», –поделился впечатлениями дальнобойщик.

Агрогородок Бенякони из-за таких застрявших водителей только выиграл. Местный магазин исправно отпускал товар и получал выручку.

Средний рейтинг
0 из 5 звезд. 0 голосов.

Автор Admin