
В западных агентствах ожидали, что поставки сжиженного газа с «Арктик СПГ — 2», который находится под санкциями, остановятся после появления льда на Северном морском пути и окончания сезона навигации. Однако этого не произошло. Газовозы не только по-прежнему идут по арктическому маршруту, но и везут партии сжиженного газа вокруг Европы.
Судя по всему, поставки сжиженного газа с «Арктик СПГ — 2» этой зимой не остановятся из-за окончания сезона навигации на Северном морском пути. По крайней мере, один газовоз пошел вокруг Европы. По данным АИС судов, танкер СПГ «Заря» следует вдоль берегов Норвегии и, очевидно, повезет санкционный груз в Азию через Суэцкий канал. Газовоз покинул Арктик СПГ — 2» 1 ноября и не указывает конечную точку прибытия.
Это первый рейс санкционного газовоза с грузом «Арктик СПГ — 2», который находится под ограничениями с ноября 2023 года, по альтернативному Северному морскому пути маршруту.
Активный вывоз санкционного СПГ начался в этом году августе и продолжается до сих пор. Его возили и в прошлом году, но теперь грузы везут не только в плавучие хранилища в Мурманске и на Камчатке. Танкеры активно доставляют партии конечным потребителям в Китай. Зафиксировано, что в КНР могли доставить уже 11 партий — около 1 млрд кубометров.
Газовозы идут на южный терминал Бейхай в Китае и отгрузка началась прямо в канун встречи президентов России и США на Аляске. Bloomberg писало, что Китай, по всей видимости, создаёт систему для регулярных закупок СПГ с санкционного проекта. Источники рассказали агентству, что китайские власти определили терминал в Бэйхае для приёма санкционных грузов.
«Выбрав единый порт с ограниченным международным присутствием, Пекин сможет защитить свой газовый сектор от ответных мер», — писало Bloomberg.
Эксперты отмечали, что поставки могут носить сейчас и символический характер, так как Китай демонстрирует решимость защищать собственные интересы в разгар торговых переговоров с США.
Для танкера «Заря» это уже будет второй рейс за год. Судно не указывает конечный пункт, но весь путь может занять у судна более месяца.
То, что санкционный проект не остановит отгрузки в Китай, а продолжит их уже альтернативным путем, станет неожиданностью для западных аналитиков, которые считали, что вместе с навигацией на Северном морском пути, которая длится менее полугода, остановятся и отгрузки. Очевидно, рейсы вокруг Европы для танкеров, которые также находятся под санкциями, считают рискованными.
Возможно, танкер «Заря» пошел в обход Северного морского из-за ледовой обстановки. «Главсевморпуть» сообщала 16 октября об окончании осенне-летней навигации из-за прогнозов о более интенсивном образовании льда.
Очевидно, так оно и происходит. Но еще один танкер санкционного проекта, «Восход, успеет проскочить. Сегодня газовоз проходил вдоль берега в Восточно-Сибирском море в сопровождении ледокола «Сибирь». Хотя, например, возвращающийся самостоятельно танкер «Буран» вынужден был остановиться. Он маневрирует уже несколько дней и находится в 330 милях от каравана, идущего навстречу.
Из-за санкций «Арктик СПГ — 2» не смог получить газовозы ледового класса arc7, и проект обслуживают танкеры без ледового класса или с минимальным. Только «Кристоф де Маржери», который обслуживал несанкционный «Ямал СПГ», имеет arc7, но судно пошло на второй арктический проект, только потому что само попало под ограничения. В конце октября газовоз доставил груз «Арктик СПГ — 2» на Дальний Восток и находится сейчас у плавучего хранилища «Каряк» на Камчатке. Танкеры везут СПГ или прямо потребителям в Китай, или сбрасывают партии в хранилище, которое используют челночные танкеры. Так, «Ирис» и Arctic Mulan идут сейчас в направлении терминала Бейхай.
«Арктик СПГ — 2» должен стать самым мощным проектом СПГ в России — 19,8 млн тонн СПГ (27 млрд кубометров) в год. В декабре 2023 года на нем запустили первую очередь. А в этом — вторую. Сроки запуска третьей неизвестны. В США заявляли, что собираются убить проект.
Президент России Владимир Путин говорил, что санкции создают проблемы, но Россия их обойдет. Правительство страны планирует, что к 2030 году экспорт СПГ вырастет почти втрое — до 100 млн тонн.